Vlada Krnetic, «Sweet Love» (2008)

«Мечта каждого джазового музыканта,— пишет в аннотации к альбому его автор, белградский трубач Владимир «Влада» Крнетич,— записать альбом с биг-бэндом и струнным оркестром». Это спорная мысль сама по себе: наверняка есть джазовые музыканты, которые о такой мечте не задумывались ни разу в жизни. Но особый шарм этого высказывания открывается, если вдумчиво покрутить в руках буклет альбома, ещё не начиная его слушать. Дело в том, что струнного оркестра здесь… нет. Владимир Крнетич — есть, на двух языках и в подробной биографии. Аранжировщик и композитор Роберт Хаубер — есть. Звукорежиссёр Зоран Марич — есть. Дирижёр Иван Илич — есть. Есть даже биг-бэнд — Джазовый оркестр Сербской вещательной корпорации, RTS. А вот струнного оркестра (который, разумеется, на записи присутствует) — нет. Ни единым словом, ни единой буквой. В отношении биг-бэнда указывается не только точный пофамильный состав, но и, как положено, солист в каждом конкретном треке. А струнный оркестр, о котором так мечтал джазовый музыкант Влада Крнетич, не удостоен упоминания вообще. То ли запросил слишком большой гонорар, то ли плохо сыграл, то ли… то ли наплевать на него джазовому музыканту Владе Крнетичу, говоря прямым текстом.

За струнный оркестр почему-то очень обидно. Та атмосфера, которую предполагалось создать этой работой, без него немыслима: это мягкая симфо-джазовая музыка, где сколько-то импровизационные соло выделены, по сути, исключительно фронтмену-трубачу; полноразмерный биг-бэнд не столько свингует, сколько «даёт саунд», а струнная секция, как ей и положено, поднимает всё происходящее в облака. И это совсем неплохо — но, к сожалению, местами. Теми местами, где Крнетич не забирается в высокие регистры (там его труба или его флюгельгорн начинают ощутимо «плыть») и теми местами, где Крнетич не берётся за ещё одну, очевидно, мечту — то есть не начинает петь. В «Moonlight» он делает это, как принято говорить, с особым цинизмом — поёт на английском, по-военному твёрдо выговаривая то ли малознакомые, то ли малопонятные слова с ужасающим, жутчайшим, убийственным акцентом, который может передать только прямая запись кириллицей: «ин зе мууунлайт, зен зе шедовс плэй… ви маст би кэрфул нот ту луз ау вэйз комплитли…». И это настолько, извините за выражение, «комплитли» бесповоротно, что диск не спасает даже идущая непосредственно за «Moonlight» версия «Afternoon» Пэта Мэтини, сделанная по-настоящему здорово. Послушайте «Moonlight» — и вы шарахнетесь в ужасе. Послушайте «Afternoon» — и вы влюбитесь в этот диск.

После «Moonlight» диск не спасает уже ничто, никакие сдержанно-интеллигентные отсылки к выдающемуся джазовому прошлому и самого Крнетича, и оркестра. Да, первое место на французском фестивале European Jazz Festival Juan-les-Pins… в 1960 году (интересно, есть ли в составе оркестра хотя бы один музыкант, который хотя бы родился до 1960-го?). Да, многократное успешное сотрудничество со звёздами джаза. Давайте для иллюстративности назовём этих звёзд джаза — ровно в той последовательности, что и в буклете: Душко Гойкович, Степко Гут, Бора Рокович, Уилсон де Оливейра. Ах, мало что говорит? Есть ещё и пятый, поизвестнее. Пожалуйста. Klark Terry. Именно «Klark», а не «Clark»— видимо, как особая дань уважения то ли дизайнеру диска, то ли некоему странному богу сербского джаза, который явно взял весь этот релиз под какое-то особо извращённое покровительство…

Критиковать легче всего. Но тот вокал, который демонстрирует Крнетич на одном-единственном треке (а там, поверьте, дело далеко не ограничивается акцентом и артикуляцией, там надо ещё и оценить попадание в ноты), вкупе с Klark’ом и небрежно отправленным в небытие струнным оркестром снимает все терзания на этот счёт. Да. Легко. Гораздо сложнее, наверное, подойти к трубачу с национальной известностью и, взяв его за пуговицу, сказать: «Чувак. Я знаменитый аранжировщик Роберт Хаубер (или знаменитый звукорежиссёр Зоран Марич, или знаменитый дирижёр Иван Илич — на выбор). Я настолько знаменит, что мне посвящена целая страница в буклете. И вот я тебе по-дружески говорю: не пой. Никогда. Ни в коем случае не пой».

Это наверняка очень сложно (а может быть, «неполиткорректно»), и теперь записывающая компания PGP RTS имеет на своей совести диск, который даже зачем-то отсылает на рецензии. Не надо этого делать, господа. Ни один сколько-то вменяемый рецензент не посоветует покупать такой диск. Для ценителей сербского джаза, или теоретиков биг-бэндового движения, или специалистов по Владе Крнетичу —
посоветует скачать в Интернете. Но все мы знаем, как скачиваются альбомы в Интернете. Бесплатно.

А мы, пусть и рискуя когда-нибудь получить в лоб от взбешенного этой рецензией, но, в принципе, совсем недурного трубача Влады Крнетича, всё-таки скажем напоследок: не пой…

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Джаз.Ру «, № 17/18 (декабрь 2008)

Добавить комментарий