Kevin Figes Quartet, «Circular Motion» (2008, Edition Records)

Почти час авторской музыки британского альт-саксофониста Кевина Фиджеса плюс завершающая девятиминутная версия «Lester Left Town», написанной Уэйном Шортером — это совсем недурное музыкальное путешествие, которое вряд ли потрясёт до глубины души, но и вряд ли останется совершенно незамеченным. Фиджеса не назовёшь интернациональной звездой — скорее это заметная фигура местного, британского масштаба, к тому же фигура, начавшая своё вхождение в джаз сравнительно поздно: например, учиться играть на саксофоне, своём основном инструменте, Кевин начал лишь в возрасте 22 лет. Из наиболее громких имён, с которыми ему пришлось сотрудничать, стоит назвать, пожалуй, лишь Элтона Дина (у которого Фиджес учился) и Кита Типпетта (у которого он не раз играл). Остальные его соратники — это музыканты примерно того же калибра, что и он сам, информация о которых в Россию попадает в основном случайно и в основном в «твёрдой копии», то есть напечатанной на обложке завезённых кем-то по случаю альбомов; в специализированной, а тем более обычной прессе о них по-русски не пишут.

Что, разумеется, совершенно не значит, что они играют плохо, или неинтересно, или неоригинально; скорее — это вечное проклятие британского джаза, который из-за своего островного положения вечно оказывается в изоляции от остальной Европы, а со своей англоязычностью вечно теряется в тени Северной Америки. Саксофонистов, подобных Фиджесу, в Россию ежегодно приезжает с концертами как минимум два-три десятка, и концертные залы им достаются, прямо скажем, очень недурные; о них восторженно пишет региональная пресса (и сдержанно-доброжелательно — избалованная столичная), а недостаток у них личных регалий мало кого волнует: главное, чтобы музыку играли. Но, как правило, саксофонисты эти или разговаривают на каком-нибудь языке, который ещё не утерял своего шарма для россиянина (в отличие от английского, который многие уже совсем неплохо подучили по пиратскому программному обеспечению), или представляют родину джаза. А британцы… британцы — это The Beatles, The Rolling Stones и уж в самом крайнем случае Soft Machine, но… не джаз.

Фиджес работает со своим квартетом в довольно широком спектре поджанров, включая и довольно откровенный бибоп старой американской школы, и что-то близкое современному европейскому джазу. По отдельным пьесам этого диска можно составить весьма разное впечатление о его творчестве — так, например, первая композиция альбома, «Listless», настраивает на задумчивое, скуповатое на звуки, «интеллектуальное» погружение, а вторая, «Song For Sometime», неожиданно клонится чуть ли не к стилистике Лестера Янга. Будут и отсылки к характерному звучанию кентерберийского джаз-рока (с той разницей, что группа Фиджеса — явление чисто акустическое и сохраняет в своём саунде всю прелесть «дерева»). Будет даже одна прелюбопытная цитата – очень здорово и к месту сыгранный пианистом Джимом Бломфилдом рефрен из «Иисуса Христа — Суперзвезды», тот самый, когда Иуда в бешенстве кричит «…jaded, faded, jaded, faded, jaded mandarin!».

Главный же недостаток альбома — типичный недостаток всех альбомов музыкантов такого уровня. Это хороший альбом, хорошая музыка и хорошее исполнение, но… в нём нет той изюминки, которая заставила бы возвращаться к нему вновь и вновь. Нет того самого, что обращает на артиста, записавшего диск, хотя бы несколько более пристальное внимание, чем обращённое на него раньше. Этот диск наверняка был встречен множеством спокойных комментариев вроде «о, наш друг Кевин записал альбом».

Радует, тем не менее, одно: это наверняка были всё-таки спокойные комментарии, а не досадливые. А Фиджес, по крайней мере, сочиняет и записывает собственную музыку, что очень ценно в век, когда многие искренне верят в теорему «в джазе уже всё написано». Далеко не всё.

Пробуйте ещё, Кевин Фиджес.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Джаз.Ру » № 17/18 (декабрь 2008)




Добавить комментарий