Волга, «5 (Remixed)» (2005)

Сама по себе идея создания ремиксов еще ни разу в истории, кажется, не приводила к качественному улучшению оригиналов. А в случае с пятым альбомом «Волги» все даже сложнее: явно предполагалось, что электронщики не адаптируют музыку для танцполов (и, соответственно, масс), а создают некий качественно новый срез материала для вдумчивого слушателя с хорошими наушниками на голове. Под «Пятерку» и правда не потанцуешь (в самом крайнем случае – под адаптированную Ильей Хмызом «Вереюшки», да и то если перетерпеть вступление). Авторы, представляющие пространство от Стокгольма до Тель-Авива, больше акцентируются на создании того, что в буклете названо «электронными ритуалами древней Руси». Временами это несколько заунывно, временами безудержно концептуально; но электронная составляющая, пожалуй, всегда слишком уж явно перевешивает как ритуальную, так и фольклорную. Складывается впечатление, что альбом осознанно направлен только на экспорт (лишнее тому подтверждение – полное отсутствие в оформлении русского текста, за исключением небольшого, остроумно-заковыристого и совершенно непереводимого очерка). А в альбомах, направленных на экспорт, следует показывать «непостижимую русскую душу», и она показана здесь как нечто запутанное, погруженное внутрь себя, режущее слух и раздираемое скрежещущими противоречиями. Словом, поклонников у русской музыкальной традиции после этой работы не прибавится – ни из числа ценителей фольклора как такового, ни из числа ценителей электроники. Главные же достоинства альбома (если не считать его авангардным – в этом случае он удачен весь) проявляются тогда, когда в непростом для восприятия голосе Анжелы Манукян начинают различаться слова и круто замешанная электронная каша оказывается, как ей и положено, лишь фоновым, но не смысловым пластом той или иной композиции. И вот тут – хочешь не хочешь – и правда проникаешься тем, что жалобную тоску слов «Засыпала молодой, просыпалася вдовой» сколь угодно современной электроникой можно лишь оттенить необычно и по-новому, но не испортить и… не выразить.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Стерео & Видео», 2006

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *