Avishai Cohen Trio, «Night of Magic» (2008)

Авишай Коэн на сегодняшнем постсоветском пространстве — явление, как ни крути, модное. Вряд ли более модное, чем во всём остальном мире, но с какой-то типично российской разудалостью, без особых попыток как-то увязывать эту моду с музыкальным содержанием и, собственно, с действительной уникальностью того, что делает израильский контрабасист. Коэн, которого при всём желании не удаётся упрекнуть в коммерческом или юмористическом отношении к собственной музыке, последнее время оказывается на одной доске со всякими одиозными проектами; если уж анонсировать его концерт в интернете через социальные сервисы, то обязательно будет и «изнасилованный контрабас», и «красавец мужчина», и «сексуальный лысый череп»; словом, некая гиперактивная прослойка молодых музыкальных тусовщиков всеми силами стремится показать, что Авишай Коэн — это нечто совершенно обязательное, без чего продвинутой молодёжи никуда. Если уж считать себя «в теме», то на тебе обязательно должен быть iPod, а в нём — Нино Катамадзе («какая страсть, девчонки, какая страсть»), «Комба Бакх» (православный рэп, круто, йо) и Авишай Коэн («сексуальный череп», совершенно верно).

И всё это очень, чёрт возьми, печально. Потому что то, что делает Коэн в современном джазе, достойно не только пристального внимания, но и очень бережного отношения, ни в коем случае не провоцирующего эту редкую музыкальную индивидуальность ни на звёздную болезнь, ни на головокружение от успехов, ни на ощущение прорыва из клубного сообщества на стадион. Коэн — это, образно выражаясь, вино, которое сейчас ещё только созревает, и хотя уже сегодня ясно, что вино это исключительно удачного урожая и его не стыдно подать на самом представительном приёме — ему однозначно не помешает ни более длительная выдержка, ни отсутствие неуместной попсовой шумихи.

Какое всё это имеет отношение к рецензируемому диску? По большому счёту, никакого, за исключением самого того факта, что вряд ли состоялся бы сам диск, не существуй описываемый гиперэнтузиазм масс. Коэн достаточно активно работает в звукозаписи в своих собственных пенатах, чтобы считать новое издание на территории бывшего СССР каким-то сверхъестественным достижением. Кроме того, это концертная запись, которая при всех своих прочих достоинствах, пожалуй, мало передаёт именно концертную энергетику выступления: рискну сказать, что финальная пьеса «Come Together» (разумеется, Леннона и Маккартни), которая претендует на сокрушительный финал с типичным для Авишая только что не разрушением контрабаса, в записи оказывается не тремя восклицательными знаками, а каким-то совершенно невнятным знаком препинания: то ли точкой с запятой, то ли многоточием, то ли ведущим в никуда тире. Того, что Коэн делает со своим инструментом, не видно; а то, что слышно — теряет магию концерта, ту самую магию, которая наверняка была и в честь которой и назван сам диск.

Собственно, этот дисбаланс между спецификой концертного исполнения и студийной записи и есть главный (но, к сожалению, жирный) минус релиза. Лишь время от времени полёт фантазии музыкантов действительно «раскачивает» слушателя так, как он просто по определению обязан его раскачивать на живом концерте: хорошо смотрится в этом смысле первая вещь альбома, «Elli», где за девять минут Коэн и его сайдмены поднимают температуру до небес, а неожиданные мелодические ходы провоцируют воображение не хуже знаменитой сцены с Шэрон Стоун из «Основного инстинкта»: так, в открывающих пьесу аккордах просто-таки мучительно удачно ловится на слух «прибыла в Одессу банда из Ростова», а в закрывающих — «Blackbird» всё тех же «Битлз». Но, увы, подобный выброс качества достигает слушателя через одно только аудио ещё от силы раз-другой, хотя слышно, что зал ревёт: видимо, при наличии видеоряда воспринимался концерт совершенно по-другому.

Что же в результате? Аудио-документ с концерта в Киевской консерватории от 29 ноября 2007 года, каковым концертом организаторы безусловно и заслуженно имеют право гордиться. Аудио-документ наверняка очень интересный для серьёзных ценителей Авишая Коэна. Но, к сожалению, аудио-документ, начинать с которого знакомство с творчеством Коэна категорически противопоказано: можно недоумённо пожать плечами, сказать «ну и что?» и… оставить в своём iPod’е только Нино Катамадзе. Она-то, в отличие от Коэна, и в студии, и на концерте, и по телевидению, и, наверное, в ванной поёт совершенно одинаково…

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Джаз.Ру » № 17/18 (декабрь 2008)

Добавить комментарий