Никита Братусь, «One Step» (2005)

«One Step» клавишника Никиты Братуся — это один (пока — один) шаг в сторону от коммерческого джаза. Современный smooth-jazz, корифеем которого является Кенни Джи (Kenny G), изначально определил сам себя настолько точно, что сказать что-то новое в этом жанре можно только пытаясь выйти за его пределы. Братусь с товарищами именно этим и занимается: делает первый шаг к выходу. Характеризующая коммерческий джаз заоблачная красота музыки, элегичность мелодий и сентиментальность звучания довольно ощутимо приглушены (временами почти до состояния, заставляющего думать скорее о ритм-энд-блюзе), массивные синтезаторные оркестры не заглушают солирующий инструмент, а сами соло не только изысканны, но и обладают выраженным началом, развитием и завершением. Ортодоксы жанра любят плавно тушить громкость к концу композиции, тогда как Братусь избежал этого клише в семи треках из девяти, вовремя поставив осмысленные точки. Альбом, составленный только из авторских композиций пианиста, записан без живых барабанов, что вполне компенсируется как умелой работой автора с синтезаторными ударными, так и убедительным обращением к ритмам, которые иначе и не пишутся: лучший пример здесь — почти хип-хоповая по рисунку заглавная композиция. Удачно звучит баллада «Kiss», в которой, к счастью, не нашлось места пошлости. На альбоме играют среди прочих музыкантов трубач Владимир Галактионов и саксофонист Константин Горшков, и не в последнюю очередь именно использование ими современного джазового языка вместо немудрящей коммерческой жвачки позволяет ставить альбом особняком от бесконечных и неизменно успешных образцов жанра. Хороша и игра Петра Дольского, чья бас-гитара делает из композиции «Goenka Blues» одну из изюминок альбома. Словом, «One Step» в целом характеризуется как несомненным вкусом исполнителей, так и наличием авторских мыслей в композициях и соло. При выборе для домашней коллекции диска с полки «Smooth Jazz» однозначно стоит поддержать отечественного производителя, отдав ему предпочтение перед штампованными записями клонированных американцев.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Звуки.Ру», 28.09.2005

Добавить комментарий