Леонов-Соколов-Деревлёв, «Концерт в Питере» (2005)

Трое участников стремительно набирающей известность по всему миру «Ва-Та-Ги» из Петрозаводска выступают на этом диске в неожиданном качестве. Если стилистику самого квинтета можно лишь пытаться охарактеризовать неуклюжими терминами вроде «этно-арт-джаз», то в случае с трио особых сомнений нет: ambient. Никакого жесткого ритма в этом альбоме слушатель не найдет – в лучшем случае неторопливую и приглушенную партию Аркадия Соколова на этнических перкуссионных в «На речке, реке». Никакого отчаянного вокала не найдет тем более: Александр Леонов все сорок минут лишь сдержанно напевает, медленно кружась в каком-то своем внутреннем танце. Что до гитары, то Алексей Деревлев и в «Ва-Та-Ге» славился не солированием, а умением создать высококачественную подложку с применением разнообразной электроники; и здесь это его умение доведено до совершенства.

Альбом в первую очередь ровен: чувствуется, что во время концерта музыканты прекрасно представляли себе, что никаких эмоциональных всплесков с ними случиться попросту не должно. И в этой ровности – как недостаток альбома для ценителей более броских обращений к фольклорной тематике, так и его достоинство для меломанов порядком повыше. Ровность обманчива: она скрывает под собой серьезный накал, вдумчивость, глубокую погруженность в материал. Тем ценнее умение музыкантов развивать линии неторопливо, не делая использование своих многочисленных экзотических инструментов самоцелью, не выбиваясь из выбранной стилистики. Да, это ambient, но ambient на удивление и отчетливо русский, связь которого с фольклорным материалом глубоко естественна. Довольно трудно представить себе, что творится в голове у Роберта Фриппа, когда он творит свои «звуковые ландшафты»; что творится в головах у создателей «Концерта в Питере» – представить гораздо проще. Русский север, неторопливый, немногословный, негромкий, поразительно красивый своей неяркой красотой, самобытный и замкнутый. Одновременно консервативный и парадоксально новаторский: недаром в арсенале группы карельские и финские инструменты соседствуют с диджериду и калимбой. И, что самое главное, вдумчивый: главное в этой работе – не инструментализм и не самобытность, а естественность, полное отсутствие натянутости в реализации идей; наконец, просто высочайшая музыкальность.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Стерео & Видео», 2006

Добавить комментарий