Валерий Пономарёв и Бенни Голсон встречают «Старое Джазовое Трио»: «Миссия в Сибири» (ExJazzLab, 2000)

Что и говорить, не каждому российскому джазовому музыканту удаётся записать альбом с одной из мировых звёзд высшего эшелона, причём альбом, на котором почти все композиции принадлежат перу этой самой звезды, да ещё и являются общепризнанными джазовыми стандартами. С этой точки зрения (а Беличенко как продюсер крайне большое внимание уделяет именно исторической, документальной ценности выпускаемых им работ) «Миссия в Сибири» получается действительно беспрецедентной. Неудивительно, если со временем окажется, что Бенни Голсона пришлось специально уговаривать на исполнение именно такой концертной программы (или что продюсер схитрил и вырезал из записи живого концерта те пьесы, что не были созданы Голсоном).

Впрочем, приличия соблюдены и никакого беззастенчивого «культа личности» нет: диск открывает «Moanin’» Бобби Тиммонса. Пьеса сыграна в чуть более медленном темпе, чем её обычно принято исполнять (это особенно заметно по угловато звучащим аккордам, которые берёт во вступлении Игорь Дмитриев, и по тревожно подвисающим звукам нижнего регистра у тенора Бенни Голсона); однако изысканный шик исполнения вскрывается во многом именно благодаря этой замедленности, которую своим неоспоримым мастерством солистов сводят на нет сначала Валерий Пономарёв, потом Голсон, потом Дмитриев, а под конец и Аверченков.

Представлять джазовой общественности первых двух нет ни малейшей нужды, а вот в отношении Игоря Дмитриева следует отметить, что Сергею Беличенко как издателю вообще везёт на пианистов с отчётливо самостоятельным стилем. Дмитриев весьма любопытно работает с педалью, часто лишая свой звук эха, делая его острым, довольно отрывистым, оставляя в нём
провокационные пространства для пауз — и вызывая неподдельное удовольствие у слушателя тем, как эти паузы заполняются уже в голове самостоятельным достраиванием мелодии, гармонии, звука. Странный и оригинальный эффект, вызванный в первую очередь безусловной внутренней логикой и естественностью игры Дмитриева.

От мастеров такого класса, каковы Голсон и Пономарёв, странно было бы ожидать появления в концерте разительно выделяющихся по качеству номеров; стоит лишь сказать, что шесть пьес диска исполняются в шести отличающихся темпах. Это позволяет «Миссии в Сибири» стать своего рода визитной карточкой хард-бопа и с этой точки зрения: тут и быстрая «Stablemates», и балладная «Thinking Of You», и неторопливый «Blues March». Так что, возможно, миссия в Сибири заключалась среди прочего и в том, чтобы выполнить силами российских музыкантов своеобразную каталогизацию Бенни Голсона как явления мировой культуры; и нельзя сказать, чтобы эта миссия осталась невыполненной.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Джаз.Ру» №3 (апрель/май 2007)

Добавить комментарий