Susan Allen, Roman Stolyar, Sergey Belichenko, «Trialog» (Ермателль Рекордс, 2006)

Что можно сказать принципиально нового о свободной импровизационной музыке, если не присутствовать при её создании? Быть может, у необычного трио, собравшегося впервые в жизни (и, скорее всего, в будущем повторения этого опыта не ждущего), были какие-то стратегические договорённости о том, по каким правилам и под чьим управлением выстраивать своё спонтанное произведение; быть может, был даже какой-то глубокий концепт; а можно пофантазировать и предположить, что музыканты вообще не видели друг друга в студии, отделённые какими-нибудь ширмами, и «ловили» происходящее исключительно на слух. Все эти предположения, конечно, не более чем пред положения, но поскольку все они кажутся возможными, то доказывают главное: эта музыка в своём развитии глубоко естественна. В ней не видится того каркаса, которым обладают многие «свободные» сессии и (куда в большей степени, конечно) — джазовые стандарты. Взаимодействие музыкантов развивается здесь и сейчас, и это развитие может потребовать и десяти минут (как в заключительной части сессии), и вдвое больше (как в первой). Кстати сказать, хронометраж альбома вообще показателен: каждая последующая композиция короче предыдущей. Три собравшихся музыканта (весьма отличающихся друг от друга как по музыкальному почерку, так и по бытовым, возрастным, национальным и прочим внешним по отношению к музыке признакам) ведут то, что идеально обозначено в названии: триалог, разговор на троих. И чем больше они разговаривают, тем лучше они понимают друг друга, тем быстрее им удаётся придти к единому выводу, который в свободной импровизации может быть только один: точка. Молчание.

Собеседники отчётливо интеллигентны: они не только не перебивают друг друга, давая возможность высказать мысль до конца, но и разговаривают совсем негромко, без нервов и давления. Их фразы могут быть категоричными и тревожными, но никогда не агрессивными; и, слушая такой разговор, ты поневоле сам принимаешь его главное правило — говорить по сути, не отвлекаясь на постороннее и отсекая в разговоре всё личное, не имеющее отношения к тому, что обсуждается. В этом альбоме важно понятие «фортепиано», а не «Роман Столяр со всеми его заслугами и личной спецификой»; «арфа», а не «Сьюзен Аллен, один из главных мировых авторитетов в новой музыке для этого инструмента»; «ударные», а не «Сергей Беличенко, музыкант, продюсер и издатель».

«Триалог» — один из тех безусловно удачных альбомов современной импровизации, которые именно по причине своей интеллигентности не оттолкнут неофита, из каких бы отдалённых музыкальных заграниц он ни пришёл к этой работе. Дело за малым: чтобы неофит искал опять-таки не обязательного откровения по причине наличия на альбоме иностранки, играющей на оригинальном инструменте, а просто слушал музыку.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Джаз.Ру» №3 (апрель/мая 2007)

Добавить комментарий