V/A, «Around The World For Lovers» (Verve, 2006)

При оценке этого альбома приходится сожалеть о том, что нельзя использовать две шкалы, принятые в фигурном катании. Правда, здесь следовало бы оценивать не артистизм и техничность (какие, собственно, могут быть принципиально разные оценки за артистизм и техничность Элле Фитцджералд, Саре Воэн, Стэну Гетцу?), а музыку и концепцию. И вот если за музыку диск получил бы твёрдое «хорошо», то за концепцию — не менее твёрдое «неудовлетворительно».

Смотрите сами: у вас в руках — один из дисков серии «For Lovers» (предельно утрируя и упрощая для тех, кто даже на этом уровне не владеет английским языком — из серии «Сакс для секса»). Предполагается, что наступают сумерки, зажигаются свечи, вы нежно обнимаете любимого (или любимую), и начинает звучать музыка — разумеется, обволакивая вас своим нежным крылом, унося в заоблачные дали и т.п. и т.п. Сама по себе идея, что и говорить, на троечку и никак не для ценителя музыки как таковой. Но в ряде случаев даже такие «функциональные» подборки оказываются весьма достойны внимания именно с музыкальной точки зрения: например, выходившие раньше «Stan Getz For Lovers», «Astrud Gilberto For Lovers» и даже «John Coltrane For Lovers», который достоин лучших оценок уже за то, что способен самых оголтелых влюблённых заслушаться музыкой бескомпромиссного новатора. И именно в таком формате — «именных» сборников — идея музыки «для любовников» ничем не хуже, чем идея каких бы то ни было сборников. Ну, назвали её именно так, и не более. Могли назвать «лучшими балладами».

Однако в данном случае — речь не о Колтрейне. Речь о диске, который с претензией назван именно «Вокруг света», то есть на одну концепцию, балладно-лирическую, накладывает другую, географическую. И стройная конструкция если и не рушится с грохотом, то как минимум перестаёт быть конструкцией как таковой: малопонятный набор строительных блоков, в расположении которых нет ни системы, ни идеи, ни логики.

Составитель диска Кен Дрюкер, решив зачем-то отправить lovers в кругосветное путешествие, переиграл. Ну как ни крути — не занимаются влюблённые тем, что держат в руках глобус и сверяют надписи на нём с надписями на компакт-диске. Нет. Никогда. От музыки им требуется в данном случае не пища для ума и не набор задач для демонстрации друг другу своей эрудиции, а грамотный фон. Балладный, опять-таки, фон. И если открывающая диск «A Foggy Day» в исполнении Луиса Армстронга и Эллы Фитцджералд этот фон задают, то от «кругосветного путешествия» слушателя уже однозначно уводят: в тексте, разумеется, упоминается, что «туманный день» имеет место не где-нибудь, а именно в Лондоне, но как-то это всё-таки мелко. Сара Воэн второй композицией, «April In Paris», худо-бедно возвращает к тематике, при этом выдерживая балладный стиль; Анита О’Дэй в третьей, «A Nightingale Sang In Berkeley Square», тоже крепко держит эстафетную палочку, хотя уже становится ясно, что никакого чисто английского, французского
и вообще национального влияния на диске особенно услышать не удастся. Антонио Карлос Жобим в «Corcovado» немного возрождает надежды на «местный колорит», но в конечном счёте только двумя вкраплениями босса-новы этот колорит и ограничивается. И в конце концов становится очевидной страшная истина: Кен Дрюкер представляет себе музыкальное кругосветное путешествие всего лишь как набор композиций, в которых упоминаются разные географические названия. Иными словами, по аналогичной концепции можно бы было издать, например, сборник «Песни о собаках для влюблённых», «Упоминание коленчатого вала для влюблённых» и так далее. Сборники получатся, что и говорить, не особенно романтичные, но — будем честны! — никакого дополнительного романтизма привязка именно к городам и странам вместо собак или коленчатых валов не создаёт. Да и в выборе композиций Дрюкер, безусловно, был ограничен тем материалом, на который имеет права издающая компания — то есть далеко не всегда был в силах взять каноническое исполнение не самых сверхъестественно популярных тем; в конце концов, даже не каноническое, а просто удачное в выбранном контексте «для любовников». В этом смысле самый большой провал альбома — «Isfahan» в исполнении Джо Хендерсона, где соло Крисчена МакБрайда на контрабасе для любовников будет чем угодно, только не необходимым фоном к свечам, зефирам и поцелуям. Да и «Do You Know What It Means To Miss New Orleans?» в исполнении Пита Фонтейна больше подойдёт для ленивого истекания потом под палящим солнцем, а не для того, чем обычно занимаются «любовники».

Словом, в концепции for lovers альбом, к сожалению, неудачен. В отношении отобранной музыки — претензий никаких. Так что приобретать его стоит, пожалуй, в первую очередь коллекционерам самой серии или изданий конкретных артистов, которые заявлены на диске; тем же, кто интересуется джазом вообще, в полном отрыве от серий и персоналий, рекомендовать этот сборник не совсем верно — есть сборники «общего интереса» и получше.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Джаз.Ру» № 3 (апрель/май 2007)

Добавить комментарий