Партия у нас одна, а стучать надо чаще!

До поздней ночи 8 октября в «Меццо-форте» стучали вовсю. Шел третий по счету «Drum Jam».

История шоу началась, по словам его организатора Ильи Барабанова (именно под этим прозвищем он известен в музыкальной среде), три года назад. Московские труженики ударных инструментов, близкие к Интернету,постепенно додумались до идеи «барабанного джема», проведя первый из них в каком-то Дворце Пионеров, натащив отовсюду самой разнообразной аппаратуры. Второе шоу было на порядок интереснее предыдущего и проходило уже в «Меццо-форте», организовывать его активно помогал известный музыкант Игорь Джавад-Заде; ну а третье по размаху превзошло второе настолько же, насколько второе превзошло первое.

Публики собралось более чем достаточно — протолкаться поближе к сцене не удавалось даже самым нахальным. Концерт был проведен двумя отделениями, и первое открыл гость из Оренбурга Александр Аверьянов. Выступая соло, этот восемнадцатилетний парень сумел за три-четыре минуты раздразнить слушателей и хорошей техникой, и недостатком инструментального обрамления. Но вторые выступавшие, московское трио «Цейтнот», обрушили на зал такие инструментальные партии, что хватило и за себя, и за предшественника; самых впечатлительных уже можно было выводить под руки.

Барабанщик коллектива Денис Маринкин был представлен как в прошлом игравший у Децла, но благо известно, что его это особо не испортило. Трио «Цейтнот» (гитара, бас-гитара, ударные) играет космических скоростей фьюжн, без малейших сомнений исходя из постулата «чем сложнее, тем правильнее». Подобная музыка, прямо скажем, не нова: американцы додумались до нее достаточно давно, и сходных коллективов у них было пруд пруди уже лет десять-двадцать назад.

Другое дело, что «Цейтнот» не переигрывает стандарты старших товарищей, а играет собственную музыку; и совсем другое дело, что все музыканты группы по-настоящему виртуозны и ни на секунду не отпускают публику, с каждой новой нотой все глубже, яростнее и неумолимее затягивая ее в свой сложно сплетенный звук. Рваные, неровные ритмы с множеством «мелочей» на ударных, постоянно рвущиеся куда-то в небеса гитарные запилы, не отстающее по скорости от гитары точное бурчание баса; структуры композиций, за понимание которых музыкантам надо ставить памятники; словом, классический образец того, что одни называют «музыкой для музыкантов», а другие — единственной чего-то стоящей музыкой на свете. Если Александр Аверьянов продемонстрировал, какой можно добиться техники и скорости в восемнадцать лет, то Денис Маринкин сделал шаг дальше: показал, как можно состыковать это с такой же техникой товарищей по группе.

Дуэт «Дизель», который сменил на сцене «Цейтнот», появиться мог, пожалуй, только на барабанном шоу: две ударные установки, за которыми сидели Стас Опойченков и Илья Ягода, вряд ли доставили бы массу удовольствия филармонической аудитории, но посетители «Меццо-Форте» были в полном восторге. Начав с короткого соло каждый, «дизеля» перешли к игре в унисон со сбивками довольно заковыристого характера, а в конце, выбрав определенный рисунок, стали меняться ролями: один аккомпанировал, другой солировал. Словом, специалисты вчитывались в соло, а неспециалисты убеждались, что барабанщик способен запомнить удар в удар довольно длинные партии точно так же, как любой другой инструменталист.

А вот под конец первого отделения, когда изящное выступление «Дизеля» настроило всех не сравнительно миролюбивый лад — на сцене появился коллектив «Хиппи Хаос», где на барабанах играет Сергей Ефимов, участник легендарного «Круиза». Еще не оголив мужественного торса и не распустив длинные волосы по плечам, монстр отечественного металла сказал трогательные слова благодарности выступавшим ранее, начав свою речь примерно так: «Я думал, в этом городе уже все умерло на хрен».

Посмеялись, а затем «Хиппи Хаос» сделал то, что иначе как хаосом и правда не назовешь. Звук далеко за болевым порогом, ревущий баритон-саксофон (позже смененный визжащим альтом), слившиеся в единое месиво гитара и бас — и барабаны Ефимова, из которых он в первые же минуты выколотил всю душу, налегая на кардан, щедро проходясь по всей «кухне» где надо и не надо и радостно оскаливаясь в камеры. Музыка, что и говорить, специфическая, однако не без изыска: хаос на самом деле четко организован, «мясо» находит своего слушателя, а издевательский рок-н-ролл, которым квартет завершал свое выступление, свидетельствует о наличии у музыкантов по-настоящему хорошего вкуса и понимания того, что и зачем они делают.

Полным контрастом «Хаосу» стал коллектив «Jazz Aero», само название которого говорит о стиле. Николай Урюпин, которому было уделено основное внимание аудитории, после Сергея Ефимова не смотрелся вообще. Квартет играл свою музыку, в которой есть место и медитативным вступлениям на саксофоне, и синтезаторным фантазиям, и легкой «прифанкованности», но ни к каким подвигам барабанщика, впрочем, не зовущей.

Урюпин своей скромной роли совершенно не стеснялся, и только через некоторое время стала заметна одна характерно оригинальная деталь, ради которой его стоило вызывать именно на барабанное шоу: даже в отчетливо ровных ритмах этот музыкант играет с заметной оттяжкой, вынося доли куда-то далеко за те очевидные моменты, когда непроизвольно топаешь ногой в пол. Ближе к концу выступления стало ясно, что «Jazz Aero» шло от сложного к простому с точки зрения музыки в целом, но от простого к сложному с точки зрения ударных.

Рисунки, которые играл Урюпин, делались все замысловатее, а в последней композиции он и вовсе получил пространство для хорошего развернутого соло. Слушатели уважительно качали головами и объясняли друг другу, что на самом деле самые лучшие барабанщики — из джаза.

Приятным сюрпризом стало появление солистов школы «Этно-бит», где всех желающих учат, как стать аутентичными этническими перкуссионистами. Четверо костюмированных молодых людей и девушка с дарбуками, бубнами и бог знает чем еще некоторое время «позажигали», что называется, всухую, хотя наиболее оптимистичные слушательницы и затряслись в немного неуверенном танце живота. Когда же публике подобная музыка несколько наскучила, пришло неожиданное подкрепление: из-за сцены выметнулась весьма условно одетая жгучая брюнетка и пошла с теперь уже профессиональным животом на толпу, заставив задние ряды застонать, а передние решительно податься вперед.

После «Этно-бита», который проводили в результате настоящими овациями, на сцену был приглашен завершающий вечер коллектив — «Омниум-бэнд» из Калуги, руководимый барабанщиком и композитором Русланом Моисеевым. На прошлом «Джеме» он выступал соло, а в этот раз приехал уже с собственным проектом, успевшим побывать на ряде хороших фестивалей и получить солидную прессу.

Необычный по составу квартет (где к ударным, бас-гитаре и гитаре добавлен электронный вибрафон) исполняет, как и большинство выступающих, авторскую музыку, а пишет ее и аранжирует в основном барабанщик. И это видно: в отличие от выступавших ранее, игра Руслана Моисеева показалась более органично встроенной в музыку всего коллектива, словно ему не приходилось специально наращивать свое присутствие ради «барабанного шоу», словно и раньше он брал на себя раскидистые сложные партии. «Омниум-бэнд» с его быстрым, продуманным и четким джаз-роком стал, наверное, наиболее сильным составом вечера — организаторам «Джема» и вправду не откажешь в умении выстроить программу по нарастающей.

В итоге, за какие-то три часа несколько барабанщиков сумели если не продемонстрировать публике все тенденции современного ударного дела, то по крайней мере заявить несколько стилей и несколько принципиально разных подходов к исполнению. И раз даже присутствовавшие в публике музыканты, судя по разговорам в кулуарах, остались довольны, то что и говорить про непосвящённых в тонкости барабанного дела зрителей. Словом, мероприятие удалось на славу.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Звуки.Ру», 10.10.2005

Добавить комментарий