Самара: как я слушал глас народа

Материалов о «Джазовой провинции» образца 2003 года на «Джаз.ру» уже достаточно, да и попасть на самарские концерты не удалось по причине острой респираторной вирусной инфекции. Поэтому впечатления было решено получить инженерным методом — компиляцией чужих мнений, высказываемых в местных интернет-конференциях, форумах и так далее. Прошу только помнить, что эти мнения высказывали не музыковеды, часто — далекие от джаза люди, а иногда и вовсе любящие напряженные беседы персонажи, узнавшие о «Провинции» post factum из сетевых дискуссий. Но так или иначе — это глас народа, частью которого мы с вами являемся. Орфографию и пунктуацию народа я, правда, в ряде случаев подправил, а псевдонимы пришлось по понятным причинам заменить на псевдонимы второго уровня.

В whitelog’е, «положительной» ветке дискуссии, появилось самое первое мнение. «Вчера ребята зажгли неслабо, понравилось всем, даже тем, кто джаз и не слышал никогда… после такого концерта слушать радио и всякие там отечественные эстрады просто невозможно«. Защитнику ответили: «А как они потом в «Олимпе» зажигали! Даже Титов прирулил глянуть!» [«Олимп» — это ресторан, место проведения престижных джемов. «Титов» — это губернатор, один из соперников Путина на президентских выборах, один из официальных основателей городского молодежного клуба в далеком 1962-м году (эта информация традиционно сопровождается аплодисментами и задушенным шепотом пенсионеров «да не было его там никогда…»)]

Примечательно не столько то, что «прирулил» губернатор, сколько то, что этими двумя мнениями положительные мнения ограничиваются. Зато отрицательные первой же своей записью просто вышибают почву из-под ног. Автор, не отвлекаясь на мелочи, четко перечисляет по пунктам все то, за что «Провинция» занесена им в blacklog, т.е. конференцию, предназначенную для сообщений «о неблагонадежности кого-либо, плохом качестве чего-либо и т.п.»:

  • За отвратительные качество и моно-звучание (правый канал вообще фонил);
  • За отсутствие нормального ведущего (который мог бы объявлять хотя бы название композиций и автора);
  • 30 минут ушло на рекламу (это можно было сделать либо до, либо после, но не во время, тратя наше время);
  • не сыграли ни одной известной композиции (все была импровизация);
  • был неприятно удивлен выступлением ансамбля без сопровождения (в общем-то именно музыку приходил послушать)

В общем, была какая-то «семейная» лажа, сложилось впечатление, что играли специально как любители, мне лично не понравилось…»

Пока я вправлял отвалившуюся челюсть и осмысливал эту смысловую атомную бомбу, Хулителю снисходительно поддакнули:

«дык провинция ж….»

Раньше меня вправил свою челюсть Защитник:

За отвратительные качество и моно звучание…

почему «моно»? работали оба канала, было отчетливо слышно панораму разных инструментов, фон небольшой в паузах был, согласен.

За отсутствие нормального ведущего (который мог бы объявлять хотя бы название композиций и автора);

хм.. а вы наверное хотели в качестве ведущего кого-нибудь типа Якубовича ?
:-))) Все композиции были названы.

30 минут ушло на рекламу…

Концерт тебе эти фирмы организовали, так что будь добр, поаплодируй спонсору, без которого его вообще бы не было. Насчет «полчаса» — сильно загнул.

Не сыграли ни одной известной композиции (все была импровизация);

Вот тут я затаил дыхание и подумал — ну, неизвестный товарищ! Врежьте ему! И неизвестный товарищ врезал:

«…я-то думал что вся фишка джаза — это импровизация… может им вообще надо было фанеру поставить и все были бы рады, слушая известные записи?«

Тут мне представились Голощекин, Севастьянов, Бриль, Епанешников и все остальные, «зажигающие» зал тотальной импровизацией; которая, конечно, лучше, чем известные темы…
Правда, в некоторых терминах Защитник оказался подкован:

был неприятно удивлен выступлением ансамбля без сопровождения (в общем-то именно музыку приходил послушать)

«это же АКАПЕЛЛА !!!«

Ладно. С «акапеллой» выяснили. Защитнику, однако, возразила уже Дама.

Нет, вы знаете, я все-таки согласна с предыдущим сообщением. Концерт был совершенно не замечательный. Большинство подмеченных недостатков, как бы это помягче — имели место быть. Поверьте мне — я бываю практически на всех серьезных джазовых мероприятиях в Самаре, так вот прошлогодний концерт Бутмана с «Хеннеси-туром», все концерты Крамера, прошлогодняя «Джазовая провинция» — были на порядок лучше организованы.

Защитник пошел на попятный:

Что ж, не буду спорить, так как вам виднее, есть с чем сравнить.

На этой стадии пришлось включаться, потому что оставить «сплошную импровизацию» без последствий я не мог просто физически.

Товарищ! Вопросы:

  1. Чем вы руководствовались, отправляясь на «джазовую провинцию» — престижем зала, хорошей рекламой, знанием «провинций» прошлых лет, собственными представлениями о джазе?
  2. Уверены ли вы, что «ни одной известной композиции» обязательно означает «была импровизация»?
  3. Чем, собственно, с музыкальной точки зрения чисто вокальный ансамбль проигрывает чисто инструментальному?
  4. А кого, что и какие вещи вы хотели бы услышать на джазовом концерте, чтобы остаться удовлетворенным?
    Я это к чему: «Джазовая провинция», по большому счету, едва ли не самый профессиональный фестиваль из всех, которые к нам приезжают, понимая под фестивалями не только джазовые, но и (в особенности!) роковые, классические и т.п. Это НЕ лажа, что я гарантирую, даже не побывав на самой «провинции». Мне как, ээээ, считающему себя специалистом, странна сама постановка вопроса — «лажа в проекте Винцкевича». Кто там «семейный»? Голощекин??! Бутман??! Епанешников??! Бриль???! Вы что, товарищи?

Хулитель не отозвался, но воспрял Защитник:

Во-во, и я говорю. Если честно, я не спец в джазе, просто слушаю иногда, и многие из этих имен для меня раньше были вообще неизвестны, или просто «где-то слышал». Но мне достаточно было просто посмотреть и послушать КАК они играют, и все стало понятно, где музыканты с большой буквы, и где находятся вся эта наша эстрада, и вообще большая часть поп-музыки (а находится она, я понял — в большой попе). Я всегда считал эстраду лажей, но теперь я понял что насколько она лажовая.

За Хулителя вступилась все та же Дама, сторицей вернув мне мое презрение к «сплошной импровизации»: она отловила неудачное слово «семейный», который я неумело использовал в смысле «блатной», и уверенно повела дискуссию дальше.

Кто там «семейный»?

«Семейные» были Винцкевич (с сыном Николаем) и Бриль с сыновьями Дмитрием и Александром. Но! К уровню исполнительского мастерства детишек вопросов нет, а в случае с Брилями — и быть не может.

А вот то, что звук был плохой, два дня был плохой звук — это не случайность и не отвалившийся провод — это плохо. То, что два дня Голощекин произносил со сцены одни и те же получасовые похвалы спонсорам, то, что два дня его квартет выдавал заученные музыкальные фразы, в тех местах, где предполагалось быть импровизации — это очень сильно испортило впечатление. И, боюсь, что я все-таки съеду в обсуждение уровня исполнительского мастерства музыкантов — Ив Корнелиус произвела на меня неизгладимо негативное впечатление. Ее попытки петь вместе с залом оставили впечатление самодеятельности. Ну не понравилось мне… абсолютно.

Возразить было сложно. Потому что трудно объяснить виртуально, что термин «детишки» в отношении того же Николая Винцкевича, скажем так, неочевиден. К тому же в разговор включился человек, который затмил всех.

«Ну, у джазменов, особенно провинциальных, всегда был пунктик насчет того, что они профессионалы. Tequilajazzz в 2001 году выступила, как никто в Самаре не выступал. Группа в принципе роковая. Сходите как-нибудь, господа джазмены, поучитесь…. Сказал жестко, но не слышу ничего нового от джаз-провинций…»

После этого, как сказали бы Стругацкие, дискуссия превратилась во взаимное швыряние банановыми корками.

Вплоть до вечера я ходил и переживал за свой город, за его джазовую безграмотность и непонимание происходящего. Потом задумался о том, что пользователи конференций, строго говоря, не обязательно представляют все джазовое сообщество. Потом с раскаянием понял, что сам вряд ли разберусь в нюансах исполнения даже простой авторской песни, не говоря уже о классике или хип-хопе.

А потом мне явилась мысль, которая потрясла меня даже больше, чем совет Епанешникову учиться у «Текилы-джазз»: а ведь мы в своей джазовой провинции откровенно зажрались, господа! Мы уже не ловим с благоговением каждую выдуваемую ноту. На концертах начинают появляться люди, которые идут на концерты не потому, что любят джаз, а потому, что престижно.

В 1996-м я был на самарском концерте Джона Аберкромби. Забитый зал-тысячник и долгие разглагольствования о том, что это-де вторые натуральные американцы в городе. Тысяча человек, впившаяся взглядом в Джона Аберкромби, Стива ЛаСпину, Адама Нуссбаума и Энди Лаверна. Пятым на сцене стоял мало востребованный публикой Игорь Бутман. Что нам был какой-то Бутман, когда рядом — американцы??!

В 2003-м, когда на сцене стоит весь цвет старой гвардии джаза и целая обойма американцев, кубинцев, итальянцев и бог знает кого еще, отсутствие Бутмана уже воспринимается как личная обида. «Подумаешь, ногу сломал, — совершенно серьезно ворчат местные студенты, — в Москве небось играл со сломанной ногой, а мы что — хуже?». Что нам теперь Ив Корнелиус, если не приехал Бутман?

Так что какая разница, отличают ли отдельные слушатели неизвестную им тему от импровизации и понимают ли они, что такое вокальный ансамбль? Важнее то, что вслед за предложением появляется по-настоящему широкий спрос, спрос «рекламного» толка, когда на джаз идут люди, которые некомпетентны. И именно среди них начинают появляться новые компетентные. Откуда же еще?

Да, забыл: был джем, на котором с гостями играли все значительные местные музыканты и на который пришли губернатор области и председатель губернской думы. Говорят, они отличают тему от импровизации.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Полный джаз» № 234 (26 ноября 2003)

Добавить комментарий