Джаз-рок с человеческим лицом

Когда в начале апреля Самару посетил авангардный джазовый коллектив из Штутгарта, двое его участников (саксофонист Франк Кролль и барабанщик Бернд Зеттельмайер) дали благотворительный концерт. Как ни странно, чуть ли не половина собранной аудитории состояла из детей… с нарушениями слуха. И как ни странно это чисто российское решение, аудитория выглядела довольной – если не музыкой, которую и специалисту понять не всегда просто, но по крайней мере новыми впечатлениями.

Благотворительность в России – занятие странное и непредсказуемое. 18-го октября по стопам немцев пошла молодая, но уже очень крепкая самарская джаз-роковая группа «New A», дав концерт в помещении профессионального училища № 11. Слушателей собралось около сотни (учащиеся самого ПУ-11, школ-интернатов коррекционного типа, случайные прохожие).

— Только не надо говорить о благотворительности,- неожиданно заявил менеджер группы,- Благотворительность – это когда очень известный человек с очень большим гонораром отдает часть своего большого гонорара на непонятные ему самому цели. Мы пока таких денег не зарабатываем. Мы просто играем за «спасибо».

Казалось бы, в чем тогда смысл всего выступления? «Раскрутка»? Но, казалось бы, «раскручивать» джаз-рок в такой среде бессмысленно…

— Все проще. «NEW A» — профессиональный коллектив. А профессионализм подразумевает четкую стратегию развития. На сегодня ансамбль дошел до стадии, когда ему нужно уметь «поднимать» любую аудиторию, пусть даже совершенно незнакомую с джазом как таковым. Уже было очень успешное участие в неджазовых фестивалях – Грушинском, «Битлз навсегда», «Реставрации». А теперь пора учится работать с совсем «сырой» аудиторией. И в этом плане учащиеся техникумов и воспитанники детдомов, при всем уважении – аудитория идеальная.

Признаться, такая прямота в отношении слушателей поражает. Но главный стратег действительно сильной и действительно перспективной группы не считает, что говорит что-то некорректное:

— Я не пытаюсь никого задеть. Не было никакого «опыта на морских свинках», была нормальная работа, нормальное сотрудничество с нормальными руководителями. Мы могли бы, в конце концов, просто на улице отыграть перед прохожими, но можно же делать вещи по-человечески, чтобы они приносили максимум пользы. Мы очень благодарны всем, кто оказался вовлечен в процесс. Художественный руководитель Центра Социализации Молодежи Т.В. Подольская, у которой мы выступали в «литературно-музыкальной гостиной», мгновенно навела нас на заинтересованных. Директор ПУ-11 С.В. Малышев без колебаний дал свой зал, открыл двери всем желающим. Люди из коррекционных школ не стали задавать ненужных вопросов вроде «а зачем нашим детям джаз-рок» — просто самостоятельно отобрали детей, которым это могло быть интересно. Отдельное спасибо объединению «Самараэнерго», которое по первой просьбе безвозмездно предоставило свой автобус для перевозки детей на концерт и обратно. Не было бы никакого автобуса, если бы «Самараэнерго» увидело, что мы опыты ставим. И слушателей бы не было, если бы самим школам это было не нужно.

Изучение регалий «New A» заставляет думать, что коллектив имеет право считать себя профессиональным. В активе группы, например, три диплома на последнем всероссийском фестивале джазовой музыки (Самара, май 1993), приглашение на представительный саратовский фестиваль в ноябре и сразу после него – гастроли в Германии по линии городской администрации. Да и музыка говорит сама за себя – редкий зритель не начинает притоптывать ногой в такт: это далеко не традиционный джаз, который мало привлекает молодежь, это полноценная импровизационная молодежная музыка, основанная на современных ритмах и отчаянной энергетике. Некоторый осадок оставляет именно тот факт, что группа продолжает упорствовать против термина «благотворительность» и не стесняется говорить о «сырой аудитории». Но и «администрирование с человеческим лицом» имеет свои несомненные плюсы, и первый из них – это честность. Без этой честности, без понимания своего уровня «New A» не решились бы идти в ПТУ, убоявшись непонимания своих мотивов, и ограничились бы «благотворительным» концертом где-нибудь в ВУЗе. Что характерно, именно так и поступает подавляющее большинство местных молодых коллективов, которых чаще увидишь с «благотворительностью» в экономящем средства рок-клубе, чем среди действительно безденежных детдомов и ПТУ.

Четверо из музыкантов квинтета – студенты: саксофонисты Ильфат Садыков и Ильдар Есаков, басист Алексей Титенко, барабанщик Сергей Косынкин. Руководит коллективом опытный гитарист Олег Примак. И все пятеро, что характерно, сами только после концерта поняли основную идею всего происшедшего (как сказал по секрету один из саксофонистов, концерт был чуть ли не силой навязан менеджером): пробовать себя там, где добиться успеха очень трудно; «поднимать» аудиторию, которая в силу своего воспитания не всегда понимает, что выходить покурить посреди композиции не принято.

И какой бы осадок не вызывала резкость менеджера группы, нельзя не признать того, что группа играла искренне. Наверняка никто из слушателей (которым вряд ли еще хоть когда-нибудь покажут вживую такую музыку) не задумается в дальнейшем о том, что ему сделал одолжение дядя с большим животом, которому это одолжение ничего, по сути, не стоило. Восемнадцатого октября был честный концерт. Сильная группа играла для слабых слушателей. Группа научилась новому. А слушатели услышали то, чего не слышали раньше никогда. И для многих из них этот концерт наверняка останется одним из самых необычных событий в жизни.

А следующее выступление коллектива – уже в воскресенье 26 октября на сцене обновленного клуба им. Революции 1905 года, ныне Дворца Культуры Железнодорожников. В 19.00 группа откроет джазовый сезон самой современной камерной сцены Самары.

*

Текст: Юрий Льноградский для «Волжской коммуны» (октябрь 2003, не публиковалось)

Добавить комментарий