Bohren & Der Club Of Gore, «Dolores»

Bohren & Der Club Of Gore выбрали музыкальное направление, в котором трудно сказать что-то новое после того, как оно было, собственно, изобретено. Их стиль называют то dark jazz, то doom jazz, их самих постоянно уличают в любви к doom metal и death metal, их официальный сайт – это тёмно-серый текст на чёрном фоне, оформление их альбомов – это мрачная мизантропия: словом, всё подводится к тому, что жёсткие немецкие парни делают что-то радикальное и устрашающее.

Однако уже с 1994 года, когда появилась их первая изданная пластинка, коллектив балансирует на тонкой грани между всей этой чертовщиной и вполне себе популярным джазом, не сваливаясь ни в ту, ни в другую сторону и обретая поклонников с обеих сторон. Да, именно так: популярным джазом. Как ни противно будет услышать такое ценителям упомянутого doom metal, в музыке Bohren & Der Club Of Gore больше от smooth jazz и совсем уж откровенного lounge и chill out, чем от какого бы то ни было металла. Причина проста: взяв за правило максимально, за пределы всех мыслимых стандартов затормозить свою музыку, германские джазмены новой формации добились не только ожидаемого эффекта (мрачности и скупости), но и совсем неожиданного превращения «серьёзной» музыки в музыку для отдыха. То, что для вслушивающегося фаната цветёт всеми красками пессимизма, для развалившегося на клубном диване менеджера среднего звена, взявшего в одну руку бокал мартини и положившего другую на плечи спутницы, оказывается простой, замечательной, не перегружающей сознание тихой музыкой для релаксации. Парадокс, от которого никуда не деться: Bohren можно слушать вживую в московском «ДОМе» в компании неулыбчивых концептуальных авангардистов, а можно в качестве фоновой музыки в каком-нибудь модном суши-баре…

Сам по себе альбом «Dolores» мало чем отличается от предыдущих записей. Всё те же медленные и завораживающие барабаны Торстена Беннинга, удары по которым делаются раз в несколько секунд самое большее. Всё тот же малоприметный бас Робина Роденберга, который больше похож на характерное для индийской музыки «молчание вселенной», чем на джазовый, роковый, металлический (да какой угодно!) бас. Всё те же задумчивые звуковые фактуры от Мортена Гасса. Всё те же погружённые в себя мелодии от Кристофа Клозера, которые с непривычки можно принять и за соло, и за аккомпанемент. Всё тот же его саксофон, который лишь время от времени издаёт отдельные ноты – и, кстати сказать, вновь выводит эту музыку в область популярного джаза, так как именно вот такой «хриплый саксофон» в массовом сознании и есть «настоящий».

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Звуки.Ру», 24.05.2010

Добавить комментарий