Москва — это вам еще не все

23 февраля на сцене самарского ДК Железнодорожников прошло выступление франко-русского проекта ZooJazz — первый концерт коллектива за пределами Москвы.

Это событие стало возможным благодаря активности местного отделения «Alliance Francaise» (директор которого, госпожа Маржолен Ле Галло, открыла концерт и мило поздравила самарских мужчин с праздником) и Дорожного центра культуры Куйбышевской железной дороги (директор которого Владимир Иванов с праздником никого не поздравлял, но сумел всего за неделю собрать полный зал и сделать массивную рекламу).

Итак, трое французов и двое русских. Перкуссионист Юрий Рубин, уже прибывший было в Самару, рано утром почему-то спешно отбыл назад в Москву, и выставлять на сцену ударные не потребовалось. Для определенного числа самарских меломанов это стало шоком, хотя информационные сообщения о концерте явно предупреждали слушателей о том, что мэйнстрима им не дождаться, а электроники и авангарда будет больше, чем предпочитают ценители стандартов а-ля Тихон Хренников.

Окончательный состав — Сергей Летов (саксофон, флейта), Иван Соколовский (клавишные, программирование), Кристоф Саньяс (гобой), Паскаль Руссо (туба) и Клер Петрушин (текстовые импровизации). Французы привезли с собой звукооператора Себастьена Ноде, который заслуживал бы отдельного репортажа, если бы было время пообщаться с ним спокойно: надо было видеть, как управлялся с незнакомой аппаратурой… слепой. Себастьен, получив в переводе инструкции по пульту, провел саунд-чек с профессионализмом, которому могли бы позавидовать многие зрячие…

Беспроигрышный зал Пушкинского дома, в котором 360 мест, трудно застать незаполненным. Правда, музыка «ЗооДжаза» для многих ортодоксов оказалась явно негативным сюрпризом, но тем отраднее было видеть молодежь. Начав с удивленных возгласов, отдельные раскованные девушки в конце уже откровенно танцевали в проходах и всячески веселились, придавая академическому залу колорит хорошего клуба. А на балконе были отмечены родители лет сорока с ребенком двух-трех лет, которые танцевали всей семьей…

«ЗооДжаз» многогранен. Местами он делается малоинтересен тем, кто не видит прелести в эйсид-джазе, потому что даже самые удачные импровизации на одном аккорде под пульсацию сэмплов — решение далеко не бесспорное. Местами он вызывает шипение у тех, кто не хочет понимать свободной импровизации. Это моменты отрицательные. Местами под него танцуют, местами смеются, местами притоптывают в такт. Это моменты положительные.

Самые броские музыканты — без сомнения, Сергей Летов и Паскаль Руссо, который кроме игры на тубе умеет еще и выделывать губами полноценные грувы в стилистике drum’n’bass и весьма эмоционально выкрикивает что-то по-французски. Разговаривает в коллективе и Клер Петрушин, но вот ее роль в российских концертах, скажем так, малопонятна: французский у нас пока свободно понимают немногие, а ее вокальное исполнение при всем желании можно назвать только декламацией, но никак не пением. Впрочем, странно бы было учить музыкантов.

Концерт в целом стал для самарской сцены чем-то новым (хотя поклонники традиции наверняка язвительно скажут, что самое новое в нем — это первое в истории города появление на представительном сольном концерте музыкантов, которые играют «под минуса»). К сэмплам в джазе можно относиться по-разному, но можно, в конце концов, и признать, что есть иные направления, кроме джазового мэйнстрима, и вот в этих «иных стилях» «Зооджаз» нашел свой путь — вне всякого сомнения. Грамотно простроенные сэмплы (специалисты подтвердят, что к работам Соколовского придраться довольно сложно) позволяли делать то же, что и живая музыка: нагнетать давление до того, что подаешься вперед на стуле. Музыка засасывала не только тогда, когда ползала пускалось в пляс. Это было.
Так что вперед, в джунгли.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: «Полный джаз» № 245 (25 февраля 2004)

Добавить комментарий