ЭтНо про нас

Вот и наступили времена, когда фестивалями никого не удивишь. И все-таки те, о которых пойдет речь, особенные и в своем роде уникальные. Они и задуманы так, чтобы соединить магию дикой природы, древних преданий и верований, национальных традиций и народной культуры с самыми радикальными поисками в современном искусстве.

Тувинский джем

Принять участие в VI Международном музыкальном фестивале «Устуу-Хурээ» в Республике Тыва непросто. До Тывы около 4000 километров и 7000 рублей, если лететь в Кызыл самолетом. Поездом дешевле, но ехать надо трое суток и как-то добираться еще километров триста. Самарская джаз-роковая группа «New A», например, добралась туда транзитом через Новосибирск вместе с финской авант-джазовой группой «Kaski» под управлением Йормы Тапио.

Выехали из Новосибирска – и Европа закончилась, хотя чисто географически она закончилась раньше. Есть такое понятие, как «тувинское время». Местные жители без тени иронии говорят, что в сутках вовсе не 24 часа, а ровно столько, сколько нужно. Присланный за 1300 километров автобус ломается, посреди двухкилометровых перевалов заканчивается бензин, одинокий пост ДПС на берегу бурной горной реки в течение часа кропотливо занимается регистрацией прибывших на территорию Тывы иностранцев, а для приготовления салата в дороге не хватает мисок, и его делают в обычном полиэтиленовом пакете. Выехав из Новосибирска, никто уже не знал, что такое время. Водитель вел машину 1300 километров, не прерываясь на сон и легко обгоняя по ночной трассе серьезные иномарки; федеральные трассы сменялись невнятными грунтовками, а выскакивающие навстречу названия ввергали в ступор – чего стоит хотя бы деревня Косые Ложки или закусочная «Чодура».

Но именно с момента посадки в автобус начался и сам фестиваль. Официально это «фестиваль музыки и веры», а его название – имя каменного буддистского храма, разрушенного большевиками в годы репрессий. Уже шестой год предполагается, что проведение фестиваля поможет собрать средства для восстановления этой культурной жемчужины Тывы, но вместо этого чисто по-тувински получается нечто совсем иное – в невыразимо прекрасной и невообразимо безденежной тувинской степи вырастает фестиваль, который может успешно конкурировать с многими европейскими «событиями года».

В Тыве поражает многое. Население столицы республики равно четырем стадионам самарского «Металлурга», а весь тувинский народ уступает по численности Сызрани. Но при этом на фестиваль в Тыву прилетает прославленный американский биг-бэнд, динозавры радикального черного джаза «Sun Ra Arkestra», и они играют там четыре концерта.

Все это делает скромный и ничем с виду не примечательный человек по имени Игорь Дулуш. Гитарист, музыкант оркестра Тувинской филармонии, автор идеи «Устуу-Хурээ», несущий бремя организации этого фестиваля уже шесть лет. Не будет преувеличением сказать, что удается ему все это только благодаря искренней вере, причем вере неброской, по-тувински неторопливой и по-тувински же упертой. Еще за три дня до фестиваля не было ясно, удастся ли оргкомитету найти деньги на перелет «Sun Ra», а основной союзник, министр культуры Тывы, за неделю до фестиваля ушел в отставку.

На концертах фестиваля побывало не меньше пяти тысяч человек. Фестиваль был велик: Россия и Украина, Финляндия и Дания, США и Япония, джаз и классика, панк и фолк, тувинское горловое пение и старинная европейская вокальная традиция, электрогитара и акустический игил, современные ударные и шаманские бубны, куртки-косухи и цветастые традиционные наряды. Жюри работало в 18 номинациях, самой трогательной из которых стала, наверное, «Дебют фестиваля» – этот диплом получил 12-летний школьник из Чадана Менги Монгуш, для которого сопровождавший диплом приз в 500 рублей стал совершенно фантастической суммой.

Три дня после фестиваля гости жили на горном озере Сут-Холь, священном для тувинцев. В нем не разрешено купаться, мыть посуду, даже брать из него воду для пищи рекомендуется только местным жителям. На берегу Сут-Холя встал палаточный лагерь и несколько юрт, и одним из самых сильных впечатлений от фестиваля остался ночной джем, когда тувинские ребята играли на перестроенных на национальный лад гитарах, американские джазовые мэтры подыгрывали им на саксофонах, а задумчивый финн Тапани Варис неторопливо зудел на хомусе.

А потом были гала-концерт на городском стадионе Кызыла и официальный джем фестиваля, где объединились фанк «New A», джаз американцев из «Sun Ra», старинная музыка старообрядцев, населяющих верховья Енисея, и тувинское горловое пение.

*

Текст: Юрий Льноградский. Публикация: газета «Культура», № 30 (5-11 августа 2004)

Добавить комментарий